Мариинская
Женская Гимназия

Как Ирбит отстоял женскую гимназию и сделал ее лучшей в губернии

в ногу
со временем

Из исторических записок

19 сентября 1859 г. смотритель сообщает директору: «Благое дело, задуманное ирбитским градским обществом наконец приведено к желаемому концу… 17 числа сего месяца в городе нашем открыто с приличной торжественностью женское училище.»

В середине 19 века в Пермской губернии студентов мальчиков было втрое больше, чем девочек. Но отношение к образованию женщин постепенно менялось

Модернизация и общественные процессы подстегнули движение за равные права на образование. В Ирбите — ярмарочном центре Российской Империи — настроения чувствовались очень сильно.

нет места
ДЛя знаний

д. н. мамин-сибиряк об ирбите

«Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности…»

На первом этапе пришлось преодолевать множество трудностей

Низкое жалование учителей. Невысокие навыки преподавания. Отсутствие элементарных правил этикета у учителей, наставниц и учениц. И самое главное — неудобное помещение. Сырое, неотапливаемое, непригодное для занятий. В дни ярмарки оно сдавалось купцам и превращалось в гигантский сарай, где складировали товары. Образовательный инспектор округа забил тревогу. Не сразу, но городская дума поддержала образовательные инициативы. Власти и местные купцы выделили средства, чтобы спасти положение.

Спасти
рядовых учениц

Несколько правил для гимназисток

Ученицы обязаны посещать общественное богослужение в воскресенье и другие, свободные от занятий праздничные дни, а также вечером накануне этих дней.
Ученицы должны давать преподавателю ответ даже и самый короткий, не иначе как вставая и держась прямо.
В стенах гимназии ученицы должны говорить не иначе как по-русски.

Начали с оздоровления педагогического состава. С 1880-х сюда приезжали только образованные столичные преподаватели и начальницы

Началась работа по переходу от прогимназии к гимназии. Промежуточный статус не давал выпускницам карьерных перспектив: они становились безработными, домохозяйками или даже «жрицами любви».
Городские власти хотели для девочек лучшей судьбы, поэтому 20 лет выбивали разрешение у бюрократов. Получилось только в начале XX века.

дом по новым правилам

Женской гимназии необходимо было новое здание. Для его строительства пригласили Юлия Дютеля – архитектора из Петербурга

Юлий Осипович Дютель

Ю. Дутель предложил необычное решение: совместить традиционный «пряничный» стиль русского зодчества и модный тогда «кирпичный» стиль. Идею последнего подглядели в Северной Германии и Италии, где фасады зданий не штукатурились, а оставались кирпичными.

Проект полностью закончили за 2 года. Двухэтажное здание появилось в центре Ирбита в 1883 г. Продольная сторона дома протянулась по улице Пермская (сейчас — Карла Маркса, 37)

Образование
Это модно

За 20 лет обучение расширилось 
с трех до семи классов. В 1903 году прогимназия стала гимназией, в 1904 году добавился восьмой класс – педагогический. Теперь выпускницы могли стать народными учительницами по окончании занятий. Растущее качество образования привлекло новых студенток: если в 1880-х число учениц исчислялось десятками, к 1913 оно достигло почти 400 человек.

Большой вклад в развитие педагогической системы внес Константин Белавин: усовершенствовал учебную программу, привлек лучшие кадры и закупил оборудование

За 20 лет обучение расширилось с трех до семи классов

В 1903 году прогимназия стала гимназией, в 1904 году добавился восьмой класс — педагогический. Теперь выпускницы могли стать народными учительницами по окончании занятий. Растущее качество образования привлекло новых студенток: если в 1880-х число учениц исчислялось десятками, к 1913 оно достигло почти 400 человек.

Большой вклад в развитие педагогической системы внес Константин Белавин: усовершенствовал учебную программу, привлек лучшие кадры и закупил оборудование

70% выпускниц становились сельскими учительницами. До 1917 года руководство города планировало углубить обучение и ввести общеобразовательный 8 класс наряду с педагогическим: это открыло бы девушкам дорогу в вузы и сделало бы их специалистамив других областях. Но в связи с историческими событиями 1917 года планы были отложены

Константин Александрович Белавин

70% выпускниц становились сельскими учительницами. До 1917 года руководство города планировало углубить обучение и ввести общеобразовательный 8 класс наряду с педагогическим: это открыло бы девушкам дорогу в вузы и сделало бы их специалистами в других областях. Но в связи с историческими событиями 1917 года планы были отложены.

Итог

Вопреки всему город отстоял учебное заведение. Учась на своих ошибках, привлекая меценатов и профессиональных педагогов постепенно гимназия стала одной из лучших в Пермской губернии